Сорок лет отработала в лаборатории Валентина Васильевна Мамкаева — с 1949 по 1989год. Немало учеников воспитала она. В основном здесь работали выпускницы техникума, но были и девчата, которые приходили сюда сразу после школы. На работе, рассказывает Валентина Васильевна, иногда пели потихонечку.
— Петь я очень любила. Первым голосом пела. И вот сидим мы в лаборатории. А руководительница наша, Мария Семеновна Гур-Арье, говорит: «Ну, девчонки, давайте…" И поем: «Летят утки…" Или вот еще такая песня у нас была: «Когда мы встретились с тобой в ту ночку лунную, тогда сирень шептала о весне». Песни как-то скрашивали однообразие в работе.
Раньше приходилось довольно плотно работать со ртутью, вспоминает Валентина Васильевна. Это помогало определять плотность пороха. Потом уж только выяснилось, что с этим могли быть связаны и профессиональные заболевания, поэтому стали соблюдать меры предосторожности.
Немало изменилось за это время. Появились новые приборы, новые методы анализа пороха. И не только пороха. Через лабораторию стали проходить воспламенители, различные виды красок…
Где обновление — там и конструкторы
Много новшеств на заводе связано с именем главного конструктора Бориса Абдуловича Гизатуллина, который, к несчастью, рано ушел из жизни, но оставил о себе на «Коммунаре» добрую память…
Новые конструктивные изделия — это было не просто работой, а страстью Гизатуллина. Обо всех его конструкторских идеях и не расскажешь. Раньше, например, взрывпакеты делали вручную. Процесс очень трудоемкий. А потом конструктор предложил предварительную и основную закатку взрывпакета делать на станке. А когда во втором цехе появилась купленная в Чапаевске линия по изготовлению охотничьих патронов, Гизатуллин предложил использовать автоматы для изготовления гильз, и это значительно ускорило дело.
В 1970 году министерство машиностроения издало приказ об организации на заводе «Коммунар» специального конструкторского технологического бюро (СКТБ). Его целью было разрабатывать конструкторскую документацию для четырех заводов — «Коммунара», «Сокола», заводов в Шостке и Перми. И, таким образом, модернизировать оборудование для порохового производства. Была там группа и для поддержания серийного производства.
Работало в СКТБ в лучшие годы около семидесяти человек. В основном это были люди нестарые и в то же время с опытом. Некоторые пришли из ЦСКБ, некоторые — с авиационного завода. А чтобы заинтересовать этих специалистов, для них был построен жилой дом. Одним из конструкторов в этом бюро был Вячеслав Иванович Бавыкин, который занимался модернизацией оборудования в цехе № 3. Как раз в это время, в семидесятые годы, там проходила реконструкция. Как вспоминает Вячеслав Иванович, было модернизировано, например, оборудование для полирования пороховой смеси, для сортировки и чистки порохов. Автоматизировалась загрузка и выгрузка материалов. До этого приходилось загружать и разгружать тележки вручную.
В то время завод приступил к производству воспламенительных зарядов для реактивных минометов «Град», разворачивалось производство охотничьих патронов, и конструкторы из СКТБ готовили оборудование для всего этого…(по материалам книги В. Н. Карасева «У огненной черты»)